Мы не успокоимся

текст Захар ПРИЛЕПИН.

 

Они там, на Западе, все время задаются вопросом: а чего мы так празднуем? Наверное, у нас милитаризм расцвел невиданными милитаристскими цветами, раз мы никак успокоиться не можем. Бессмертные полки у нас по всем городам идут, миллионы людей в них участвуют. «Что вы там никак не угомонитесь?» — косятся на нас. Объяснение этому простое. Может, мы сами до конца не понимаем, но я попытаюсь рассказать, рискну.

Известно, что во Вторую мировую были вовлечены 62 страны. И это при том, что на тот момент на Земле существовало всего 73 суверенных государства. В войну было втянуто около 80% населения планеты (больше 1,7 миллиарда человек). Но давайте посчитаем жертвы основных участников. Общие демографические потери нашей страны за военный период составили 26,6 миллиона человек, из них 8 668 400 — в действующих вооруженных силах. Соотношение безвозвратных потерь армий СССР и Германии с сателлитами составляет 1,3 к одному. А нам 25 лет рассказывали, что войну мы выиграли, завалив немцев трупами и вообще «вопреки». Все это бесстыдная ерунда.

Мы много потеряли в самом начале, и напали на нас действительно вероломно. Нам пришлось куда больше наступать: основные потери, как известно, приходятся на наступательные операции. Немцы наступали от Бреста, а мы — до Берлина. Теперь самое страшное — про гражданское население. Потери гражданского населения СССР в Великой Отечественной войне оценивают приблизительно в 13,7 миллионов человек. Итоговое число, 13 684 692 человека, складывается из следующих составляющих: истребленные на оккупированной территории и погибшие в результате боевых действий (от бомбардировок, артобстрелов и т. п.) — 7 420 379 человек; умершие вследствие гуманитарной катастрофы (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи и т. п.) — 4,1 миллиона человек, в том числе один миллион в блокадном Ленинграде; погибшие на принудительных работах в Германии — 2 164 313 человек. Запомним эту цифру — 13,7 миллиона человек. Потери мирных жителей Германии — около 1,5 миллиона. Чуть ли не в девять раз меньше. По количеству населения Россия была в два с лишним раза больше, но война-то велась у нас не на всей территории, а в Германии — на всей. Еще говорят, что русские солдаты изнасиловали миллион немок. В Германии много об этом писали. Но мы своих изнасилованных даже не считали — только убитых. 13,7 миллиона человек. Что это означает? Они нас убивали целенаправленно. С бешеной скоростью, как самая мощная, самая деятельная, самая производительная машина смерти в истории человечества.

Кто тут на нас косится за «Бессмертный полк»? Великобритания? Но Великобритания за всю войну потеряла 400 тысяч человек, из мирных жителей — 92 673. Меньше ста тысяч! Мне один английский знакомый, писатель, несколько снисходительно сказал: как же вы так воевали, что у вас такие потери. Я посмотрел на него и смолчал. Не стал отвечать, чтоб не сделать что-нибудь дурное в процессе ответа.

Но я готов повторить: они нас убивали. Вас — нет, а нас — да. Они убили 13,7 миллиона мирных людей. На стороне нацистского блока во Второй мировой находились не только немцы, которые теперь одни тянут лямочку самых виноватых. На их стороны были Болгария, Венгрия, Италия, Румыния, Словакия, Хорватия, Финляндия и т. д. Они нас тоже убивали. Также за нацистов воевали коллаборационистские войска, созданные из числа жителей противоборствующих стран. Самыми крупными из них являлись РОНА, РОА, дивизии СС, сформированные из иностранцев (например, норвежско-датская дивизия СС, по две бельгийских, нидерландских, латышских, боснийских, албанских и французских). Французов, воевавших на стороне нацистской Германии, было больше, чем французов, сражавшихся в сопротивлении. На стороне нацистского блока сражались добровольческие армии таких нейтральных стран, как Испания, Португалия и Швеция. И эти тоже нас убивали.

Я забыл, кто там сейчас косится и выражает недовольство, что у нас слишком большой «Бессмертный полк» и слишком страшный парад Победы? США? Но они в целом потеряли 300 тысяч, из них 12,1 тысячу мирных граждан. Во Франции погибло 213 тысяч солдат и 412 тысяч гражданских. Бельгия в целом лишилась 88 тысяч человек, Австралия — 40 тысяч человек и Канада 40 тысяч. В Швеции убито 50 мирных граждан. Много потерь в Китае, на Филиппинах, в Индонезии, в Индии — миллионы. Меньше, чем в Советской России, но много — там Япония, участница нацистского блока, поработала. Японцев, надо сказать, никто не просит каяться за Вторую мировую. Нас все время просят, а их нет. Я даже знаю почему. Потому что после Хиросимы и Нагасаки, где американцы убили 300 тысяч человек, разбомбив до этого еще 66 городов, в которых погибло еще 700 тысяч человек, — Япония капитулировала. А мы — нет. Более того, живем с таким видом, будто победили и внесли огромный вклад в избавление человечества от самого страшного зла. Как недавно один умный человек сказал: мы не просто спасли Европу, мы спасли Европу от Европы.

В Европе это многим не нравится. Они просят нас покаяться вовсе не за то, что у нас был плохой Сталин. Сталин был ровно такой, какого они заслуживали. Они просят покаяться за то, что убили 13,7 миллиона наших гражданских людей, и мы об этом помним. Мы помним, какие маньяки тут орудовали. Основные потери пришлись на первые три года войны, то есть на первую тысячу дней. Значит, наши незваные гости убивали 13 тысяч человек в день только мирных людей — стариков, женщин, детей. 13 тысяч человек в день.

Теперь они говорят: что-то вы слишком назойливы с вашей памятью, парадами и покойниками на портретах. Скромней надо быть, вы тут вообще ни при чем. Мы при чем. Мы родились от выживших. Если мы про это забудем — нас можно собрать в совок и выбросить в урну, потому что мы перестанем быть людьми. Как вы уже перестали однажды. Мы не только потеряли людей — родных и близких. Люди — самое важное, но нельзя забыть, что пришедшие к нам разрушили результаты нашего огромного труда. За годы войны на советской территории было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов. Материальный ущерб составил около 30% национального богатства Советского Союза, а в районах, подвергшихся оккупации, — почти 70%. Для сравнения: национальное богатство Англии уменьшилось на 0,8%, Франции — на 1,5%, США материальных потерь избежали.

Людмила Улицкая недавно сказала: французы молодцы, что так повели себя в войне — они сберегли своих. Ну да, ну да. И хозяйство сберегли, и жизни. Это мы только не молодцы. Всех убили и все разрушили. Нет бы сразу сдаться. Непонятно, правда, кто бы тогда сберег Людмилу Евгеньевну, может быть, французы, я не знаю. Но сберегли мы, извините, так вышло. А иначе нас всех бы убили. Вас, может, и нет, а нас — да. Потому что это была война на уничтожение. Желающие нас уничтожить встали в аккуратную европейскую очередь и делали свою работу: 13 тысяч гражданских человек в день. Не считая солдат — солдаты воевали, у них честная солдатская смерть.

Но зачем вы убивали так много мирных людей, скажите кто-нибудь? Этнически большинство из них были русскими. Огромная часть была белорусов и малоросов, но едва ли эсэсовцы различали кого-то. Они убивали мирных русских. Военных убивали всех подряд: татары, дагестанцы, якуты — все воевали против фашизма и гибли. Гибли и побеждали. Огромный вклад внесли армяне, казахи, узбеки — простите все, кого не назвал, у нас более двухсот народов живет на территории страны. Общая цифра потерь вышла, не устану напоминать, — 26,6 миллиона человек.

Для сравнения, убыль населения России в Первую мировую войну составила 4,5 миллиона человек, в Гражданской войне — 8 миллионов. Пострадавшие от сталинских репрессий (умершие в лагерях и расстрелянные в период правления Сталина) по разным оценкам составляют до 2 миллионов человек, причем учитываются посаженные не только по политическим статьям. Итак, Великая Отечественная почти в два раза превышает по количеству жертв и Первую мировую, и Гражданскую, и все репрессии вместе взятые.

А вы говорите: откуда «Бессмертный полк», откуда парад. Просто мы помним всем существом, не только сознанием, но костями и жилами, как выглядит самая большая в мире мясорубка.

Издается с 2016 года.
Есть бесплатное  приложение для iOS и Android.