30 сентября исполнилось три года с момента начала операции наших войск в Сирии.Безусловно, дата знаменательная, потому что три года назад, когда впервые была озвучена официальная информация о переброски наших войск в Сирию, почти никто в мире не верил в успех этой военной операции. Комментаторы на все лады смаковали предстоящий крах русских планов: во-первых, русские опоздали, поезд ушёл, сделать ничего невозможно Асад будет смещён и уничтожен, во-вторых, у русских нет таких ВКС, которые могли бы как-то изменить обстановку, это просто пиар-ход, и в течение полугода максимум русских оттуда выметут, и это будет большая бесславная неудача России. Ситуация действительно была катастрофической. Численность здесь боевиков ИГИЛ росла по экспоненте, В Сирию стекались добровольцы со всего исламского мира – у радикалов стало модным быть членом ИГИЛ (запрещена в России). Сам ИГИЛ к этому моменту превратился уже в квазигосударство. На территории Ирака это была полноценная государственная структура со своим правительством, местным управлением, полицией, экономикой, которая вела на территории Сирии войну. Начался распад сирийской армии – шиитские отряды, езиды, курдская милиция, христианские подразделения просто расходились по своим регионам, чтобы уже на месте пытаться как-то защищать свои дома. Потери были огромными. К этому моменту боевики контролировали уже две трети территории Сирии. Самые оптимистичные прогнозы давали Асаду два-три месяца.
И вот появились русские ВКС. Причём надо сказать, что появились не в виде туч, заслоняющих небо, а в виде всего нескольких десятков самолётов. У нас не было там никаких пехотных и танковых дивизий, мы туда не высаживали десантные полки. Мы работали только авиацией и, естественно, силами специальных операций, которые обеспечивали деятельность ВКС – отыскивали объекты, наводили на них наши самолёты, чтобы используя возможности высокоточного оружия, уничтожать боевиков, не причиняя вреда мирным жителям. Российское командование в кратчайшие сроки создало авиабазу вблизи города Хмеймим и наладило снабжение группировки ВКС. Главная задача авиации заключалась в поддержке сухопутной наступательной операции сирийской армии.
За следующие три года военные лётчики способствовали освобождению почти 90% территории САР. В ходе операции было уничтожены более 55 тысяч боевиков. 8,5 тысяч командных пунктов, 20 тысяч опорных пунктов, больше 1000 лагерей подготовки и 10 тысяч объектов инфраструктуры террористических организаций. Российские самолёты разбомбили 132 станции перекачки топлива и колонн топливозаправщиков, 212 нефтяных месторождений и нефтегазовых комплексов и более 10 тысяч складов ГСМ.
Асад благодаря России удержался у власти и вернул большую часть территории страны под свой контроль. Успешные боевые действия фактически развалили тройственный союз Саудовской Аравии, Катара и Турции. Именно эти три страны спровоцировали гражданскую войну в Сирии. Целью Саудовской Аравии стал контроль над одним из главных мистических центров исламского востока Дамаском, взятие которого ИГИЛом означало бы выход его на квазигосударственный уровень, и окончательное закрепление как лидера исламского радикализма. Для Катара территория Сирии была необходима для прокладки в Турцию и далее в Европу своих газопроводов. Для турок же, взятие под контроль северных провинций Сирии и Алеппо означало бы стратегическую победу в полувековой войне с курдами – главной головной болью Анкары, которые оказывались в полной изоляции, зажатые между турками и ИГИЛ. Так возникла «антиассадовская» непримиримая коалиция. Россия полностью смешала эти планы. «Концессия» распалась. Турция пошла на прямой диалог с Москвой, Катар просто отошёл в сторону, а, оставшаяся единственным спонсором ИГИЛ, Саудия была вынуждена отказаться от его прямой поддержки. Как итог – Россия приобрела непререкаемый авторитет в этом ключевом регионе.
Продукция российского ВПК была обкатана в действии в реальных боевых условиях и получила хорошую рекламу. Мы не скрываем, что испытали в Сирии новую технику и боеприпасы. Около 600 единиц разных видов вооружения прошли здесь обкатку и показали свою эффективность. И теперь у производителей обкатанной в бою техники нет отбоя от покупателей
Бесценен и военный опыт, полученный нами в Сирии. Как на днях заявил начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Валерий Герасимов, все командующие войсками округов вместе со своими штабами побывали в длительных командировках в Сирии. Также через Сирию прошли все командующие армиями (со штабами), 90% командиров дивизий, и больше половины командного состава полков и бригад.
В ВКС России через сирийскую кампанию прошли 75% экипажей дальней авиации, 79% — оперативно-тактической, 88% — военно-транспортной авиации и 89% — армейской авиации (вертолёты), что позволило наработать уникальный опыт боевого применения ВКС и сделало их одними из лучших в мире.