ГТУ, как проклятие отечественного ВМФ

28 октября сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540 зашел в военную гавань города Балтийска после выполнения задач дальнего океанского плавания.

Ура и да здравствует

На торжественном митинге, посвященном встрече корабля, присутствовали представители командования Балтийского флота, администрации города Балтийска, общественных и ветеранских организаций региона, родные и близкие военных моряков.

Командир похода капитан 1 ранга Роман Ашуров доложил начальнику штаба Балтийского флота вице-адмиралу Игорю Мухаметшину о том, что корабль вернулся из дальнего похода технически исправным и готовым после пополнения необходимых запасов выполнять задачи по предназначению. Начальник штаба Балтийского флота от имени членов Военного совета флота поздравил экипаж с успешным выполнением поставленных задач дальнего океанского плавания и пожелал новых успехов в боевой учебе.

СКР «Ярослав Мудрый»
СКР «Ярослав Мудрый»

По традиции, экипажу были вручены традиционные хлеб-соль и жареный поросенок. Отличившиеся в дальнем походе военнослужащие были награждены ведомственными знаками отличия.

Таким образом «Мудрый» успешно завершил свой очередной «антипиратский» вояж в районе Аденского залива и Африканского рога, начатый еще 15 апреля 2018 года. В общей сложности, СКР находился в походе более 6 месяцев, оставив за кормой свыше 30 тысяч морских миль.

Словом — оркестр, ура и да здравствует!

В тоже самое время на калининградском судостроительном заводе «Янтарь» продолжались ремонтные работы на головном корабле проекта 11540 СКР «Неустрашимый». По словам представителей предприятия «Неустрашимый» «готов на 85% и до конца года отправится на швартовые испытания».

Казалось бы, все хорошо прекрасная маркиза?

В том-то и дело, что не совсем.

СКР «Ярослав Мудрый»
СКР «Ярослав Мудрый»

Согласитесь, трудно считать нормальной ситуацию, когда относительно небольшой сторожевой корабль (стандартное водоизмещение «Неустрашимого» – всего 3590 тонн) находится в ремонте… аж с 2014 года! Да и «Мудрый» имел неплохие шансы не бегать по морям, а тоже до сих пор киснуть в ремонте. Спасло «Ярослава» чудо, которое называлось «Новик».

Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Реаниматоры из «Новика»

В декабре 1991-го вместе с исчезновением СССР на территории РФ исчезло и производство корабельных газотурбинных установок (ГТУ). Занимавшееся в советские времена проектированием и производством таких ГТУ проектное бюро «Машпроект» и производственное объединение «Зоря» остались на Украине. 2 ноября 2001-го года «Зоря» и «Машпроект» слились в ГП НПКГ «Зоря—Машпроект» со штаб-квартирой в Николаеве.

Меж тем значительная часть боевых кораблей ВМФ РФ была оснащена именно газотурбинными установками. Возникшая в 1991-м зависимость от украинских контрагентов в вопросе производства и ремонта ГТУ к концу нулевых стала для российского флота критической. Вопрос о необходимости создания собственного предприятия соответствующего профиля неоднократно поднимался и обсуждался на самых разных уровнях в РФ. И столь же неоднократно эти инициативы к какому-либо конструктивному решению проблемы с производством/ремонтом корабельных ГТУ не приводили.

СКР «Ярослав Мудрый»
СКР «Ярослав Мудрый»

Проблемы с ГТУ всерьез привлекли внимание Министерства обороны лишь в октябре 2013 года. Причиной послужил выход из строя после почти семимесячного боевого похода форсажной ГТУ на одном из самых новых на тот момент кораблей Балтийского флота — сторожевом корабле «Неустрашимый». Аварийная ГТУ была демонтирована с корабля и приготовлена к отправке на ремонт в украинский Николаев. Правда, с важной оговоркой. «Зоря-Машпроект» на сей раз обязывалось контрактом не только отремонтировать ГТУ «Неустрашимого», но и обучить аналогичным операциям специалистов из РФ. С российской стороны в число предприятий, участвовавших в работе по восстановлению технической готовности сторожевика, вошла промышленная группа «Новик». Именно специалисты «Новика» должны были проходить обучение и стажировку на украинском предприятии «Зоря-Машпроект».

Промышленная группа «Новик» появилась в 2008 году. Практически сразу «Новик» стал многопрофильным предприятием, способным предложить большой перечень услуг, включая сервисное обслуживание, ремонт и восстановление технической готовности не только паротурбинных энергетических установок, но также главных и вспомогательных котельных установок. Наравне с этим «Новик» занялся сервисным обслуживанием комплексов минно-торпедного вооружения в пунктах базирования кораблей и подводных лодок ВМФ.

При таком широком спектре работ «Новику» потребовались компетенции в сфере прикладной науки. Создание собственного проектно-конструкторского бюро — задача не из легких. Во времена СССР подобные коллективы формировались на протяжении десятилетий при профильных предприятиях. Но на помощь «Новику» пришел случай. Руководство завода «Киров-Энергомаш» в рамках кампании реструктуризации и оптимизации бывшего госпредприятия решило избавиться от собственного конструкторского бюро турбостроения. В результате оставшийся без работы коллектив кировского КБ практически в полном составе летом 2011 года перешел в «Новик», где и образовал одноименное проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Как показали последующие события, создание этого кадрового задела оказалось критически важным. Согласованным с украинскими контрагентами планам по ремонту аварийной ГТУ СКР в Николаеве и обучению там же специалистов «Новика» помешал государственный переворот в Киеве и последующие события в Крыму и Донбассе. Военно-техническое сотрудничество РФ и Украины прекратилось. В чрезвычайных обстоятельствах российской стороне пришлось организовывать ремонт корабельных ГТУ исключительно своими силами. Вопреки бытовавшему в определенных кругах пессимизму в отношении таких работ, положительный результат был достигнут.

ПКБ «Новик» вместе с самарским ОАО «Кузнецов» на заводе, занимавшемся не корабельными, а авиационными турбинами, развернули ремонт доставленной в Самару ГТУ «Неустрашимого». Технической документации для этого ни у «Новика», ни у «Кузнецова» не имелось — ее пришлось создавать прямо по ходу ремонтных и пусконаладочных работ. Реанимировать в срок турбину «Неустрашимого» не получилось. В феврале 2015-го такая же форсажная турбина вышла из строя на другом СКР проекта 11540, «Ярославе Мудром». Командование ВМФ оперативно приняло решение о первоочередном ремонте ГТУ именно этого корабля. В Самаре приостановили работы над форсажной турбиной «Неустрашимого», дождались доставки ГТУ «Ярослава Мудрого» и взялись за нее. Все работы по ГТУ «Мудрого» были закончены четко в обозначенные заказчиком сроки.

Задача, которую придется решать

Далось это ПКБ «Новик» непросто. Например, для экономии времени послеремонтные испытания ГТУ конструкторы и технические специалисты «Новика» провели прямо на борту СКР, что, в свою очередь, позволило «Ярославу Мудрому» уже в первый день лета 2016 года выйти на боевую службу.

В ходе ремонта ГТУ «Мудрого» сотрудниками «Новика» было сделано неожиданное открытие. Оказалось, что быстрый выход из строя ГТУ М90 двух СКР проекта 11540 имеет одну и ту же причину. Это сомнительная по качеству модернизация пары М90, проведенная в начале «нулевых» тем самым николаевским «Зоря—Машпроект». Вот что по этому поводу сказал главный конструктор ПКБ «Новик» Леонид Белов: «На переднюю опору ротора компрессора высокого давления поставили демпферную втулку. Установили ее совершенно неправильно. В результате после всего 1200 часов наработки эти втулки на обоих ГТУ разрушились. Конечно, это ошибка. Не исключаю и злой умысел…»

СКР «Ярослав Мудрый»
СКР «Ярослав Мудрый»

Так или иначе, но турбину «Мудрого» «Новик» реанимировал, а вот дальше… Дальше обладавшая необходимыми компетенциями для ремонта ГТУ производственная группа «Новик», судя по всему, оказалась отстранена от работ по восстановлению ГТУ «Неустрашимого». Иначе трудно объяснить тот факт, что этот СКР до сих пор находится в ремонте.

Не будем разбираться с обстоятельствами весьма непростой ситуации, в которую угодила ПГ «Новик». Просто отметим сам факт – отечественный ОПК оказался не способен быстро реализовать импортозамещение в области как производства, так и сервисного обслуживания корабельных ГТУ. Это хорошо заметно не только на примере «Неустрашимого», но и на примере лишившихся после известных событий 2014 года украинских ГТУ фрегатов «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» проекта 11356. Заложенные на «Янтаре» в 2013-м и спущенные на воду в 2016-2017 годах, эта тройка крайне необходимых российскому ВМФ кораблей до сих пор не достроена. И до сих пор лишена ГТУ.

Очередной успешный поход «Ярослава Мудрого», это, конечно, хорошо. Но хотелось бы увидеть, как в море отправятся также «Неустрашимый», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Т.е. когда, наконец, не на словах, а на деле в России будет решена проблема с импортозамещением корабельных ГТУ. Разумеется, в современных российских реалиях это очень непростая задача. Но без ее решения ВМФ России никак не обойтись.

Фото автора.

Историк, археолог, журналист. Окончил МГПУ.