Кризисная ситуация на Азовском море сохраняется

На Украине с треском провалился аукцион по продаже захваченного Киевом российского сейнера «Норд». Какая «неожиданность»!

Собственно, о чем идет речь.

Вышедший из Керчи на лов тюльки в Азовское море российский сейнер «Норд», принадлежащий производственному кооперативу «Рыболовецкий колхоз имени Первого мая», 25 марта 2018 года в районе совместного рыболовства был задержан украинским пограничным кораблем «Оникс» (бывшая турецкая шхуна «Баба Хасан») и под конвоем препровожден в Бердянск.

В ходе этого инцидента «прикордонники» лишили российских рыбаков доступа к средствам связи и демонтировали судовую аппаратуру АИС — автоматическую идентификационную систему. В Керчи о ЧП с сейнером узнали лишь утром 26 марта, когда после длительных ночных допросов команде «Норда» (капитан, восемь рыбаков и женщина-кок) разрешили сделать звонки родным.

Пока российский МИД выражал ритуальную озабоченность, в Бердянске, похоже, никак не могли решить, что делать с доставшимся им «призом». Тем более, что для Киева лихой абордаж «Бабы Хасан»… ой, простите, «Оникса», похоже, стал не меньшей неожиданностью, чем для Москвы. Просто так отпустить российских рыбаков стало бы для украинской стороны очевидной потерей лица.

После затяжных консультаций с Киевом, в Бердянске решили инкриминировать команде «Норда» статью 204 ч. 2 кодекса об административных правонарушениях Украины («Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее»). Потенциальное наказание — штраф от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до 15 суток.

В довесок к этому капитану сейнера Владимиру Горбенко инкриминировали еще статью 332-1 УК Украины («Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства»). Наказание — ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок с конфискацией транспортных средств.

Корабли Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ

Дополнительно команде сейнера было объявлено, что имеющиеся у рыбаков российские паспорта и иные документы РФ, на основе недавно принятого на Украине закона о временно оккупированных территориях, считаются недействительными.

Этот откровенный факт государственного пиратства со стороны Украины в итоге все же заставил РФ предпринять ответные меры. Нет, это был не лихой налет российского спецназа на Бердянск в духе голливудских боевиков. Россия ответила ассиметрично – резко ужесточила режим досмотра судов, следующих через Керчь-Еникальский канал в украинские порты Азовского моря. Теперь любой корабль, направляющий в Бердянск или Мариуполь, досматривался раза четыре по дороге туда и еще столько же раз по дороге обратно. Каждая остановка для досмотра, это, условно час. Итого – минимум, 8 часов простоя судна.

Это привело к столь большим финансовым издержкам судо- и грузовладельцев, что грузооборот украинских портов резко пошел вниз, пока вовсе не скатился «под плинтус». В Бердянске и Мариуполе взвыли! Думается, самым обидным для украинцев было то, что действия российской стороны находились полностью в рамках правового поля. Согласно международным договоренностям, действующим до сих пор, и РФ, и Украина имеют право осуществлять досмотры любых гражданских судов, находящихся в Азовском море. Вот только у России для реализации этого права силы на Азове были, а у Украины – нет.

Что дальше? А вот что. В конце концов, часть экипажа «Норда» сумела сбежать в Россию, а часть украинцы обменяли на своих браконьеров, пойманных российскими пограничниками. Но капитана сейнера Украина удерживает до сих пор, а сам «Норд» оказался конфискован и выставлен на аукцион. Однако, данное деяние, квалифицируемое УК РФ как «сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем», успехом не увенчалось. Неудивительно! Всем было понятно, что дальше акватории мариупольского и бердянского портов на «Норде» не выйдешь. Ибо по-пиратски захваченный Украиной сейнер тут же попадет в радушные объятия российских морских пограничников, а новая команда судна «присядет» как соучастники сбыта краденного.

Поскольку Украина не вернула капитана сейнера и само судно, Россия не отказалась от политики прессинга в отношении украинского судоходства. Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян был вынужден признать, что из-за действий России украинские порты на Азовском море потеряли более миллиарда гривен.

Дело откровенно зашла в тупик. Разрешить кризис мирным способом, т.е. вернуть капитана сейнера и сам «Норд» Украина не хочет. Мало того, Киев инициировал создание в Бердянске базы ВМСУ и начал переброску в Азовское море кораблей и катеров своих военно-морских сил, что, как говорится, наводит на размышления.

В настоящее время акваторию Азовского моря контролирует Береговая охрана Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Но появление на Азове вымпелов ВМСУ, частично доставляемых Украиной по суше, а частично (с разрешения России!) перебазированных через Керченский пролив, вполне может побудить РФ также нарастить в азово-керченской акватории свое военно-морское присутствие. Например – за счет временной переброски в Азовское море части вымпелов ЧФ, а то и воссоздания на постоянной основе Азовской военной флотилии.

Словом, кризисная ситуация на Азовском море продолжает сохраняться. Хочется надеяться, что в Кремле это понимают и держат порох сухим.

Фото автора.

Историк, археолог, журналист. Окончил МГПУ.