Легендарный эсминец «Новик» возвращается из небытия

17 июня руководитель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов сообщил представителям СМИ следующую информацию: «В рамках совместного проекта финской поисковой команды SubZone и российской экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» в районе мыса Юминда обнаружено место гибели эскадренного миноносца «Новик». Корабль лежит на глубине 75 метров посередине Финского залива. Корпус разломан на две части в результате подрыва на мине. Носовая часть перевернута вверх килем, а корма с орудиями и надстройкой на ровном киле, на корме четко читается название корабля на момент гибели — «Яков Свердлов» и герб СССР».

По словам Богданова отправной точкой для поисков останков «Новика» послужили научные изыскания российского историка Михаила Иванова. Именно ему удалось на основе немецких архивных материалов четко локализовать место гибели эсминца. Осуществленный в указанном Ивановым районе Финского залива гидролокационный поиск позволил руководителю SubZone Имми Валлину обнаружить на дне объект, по очертаниям напоминающий «Новик». 16 июня с борта исследовательского судна Yoldia было организовано погружение, позволившее со 100%-ной уверенностью констатировать, что найден именно «Новик».

Напомним, что эскадренный миноносец «Новик» был построен на Путиловском заводе в Петербурге в 1910-1912 годах. Свое имя эсминец получил благодаря личному обращению к императору Николаю II начальника морских сил Балтийского моря — вице-адмирала Николая Оттовича фон Эссена, попросившего присвоить кораблю название «Новик» в память об одноименном крейсере 2-го ранга, которым фон Эссен командовал в 1902—1904 годах.

Бюст Н О фон Эссена
Бюст Николая Оттовича фон Эссена

При испытаниях на мерной миле новейший боевой корабль Российского Императорского флота развил ход в 37 узлов, поставив тем самым мировой рекорд. На момент начала Первой мировой войны русский «Новик» оказался сильнейшим эсминцем в мире и стал настоящим «законодателем мод» на верфях не только России, но и других стран. Своим появлением «Новик» надолго определил концепцию дальнейшего развития универсальных артиллерийско-минно-торпедных боевых кораблей. По образу и подобию «Новика» в России было построено еще 29 эсминцев. «Новики» состояли на вооружении Российского Императорского флота, Морских сил СССР и Военно-Морского Флота СССР, вплоть до середины 1950-х годов.

Сам «Новик» стал первым эсминцем российской постройки с паротурбинными двигателями и котлами высокого давления, отапливаемыми только жидким топливом. При этом корабль нес исключительно мощное для своего времени вооружение – четыре 102-мм орудия, четыре спаренных 457-мм торпедных аппарата и мог принимать вдобавок до 50 морских якорных мин.

Модель эсминца «Новика»
Модель эсминца «Новика»

«Новик» на момент своего появления настолько превосходил по всем параметрам другие эсминцы, что свою боевую службу в годы Первой мировой начал в составе бригады крейсеров. 4 августа 1915 года «Новик» на Балтике принял бой сразу с двумя новейшими германскими эсминцами «V-99» и «V-100». Результат схватки оказался для немцев обескураживающим. «V-100» попросту сбежал, а «V-99», поврежденный огнем «Новика», подорвался на минах, выбросился на берег у Михайловского маяка и через 2 часа был подорван командой.

Благополучно переживший Первую мировую и Гражданскую войны, легендарный эсминец в 1926 году получил новое имя «Яков Свердлов». Советско-финскую войну корабль пропустил по уважительной причине, поскольку проходил модернизацию. В начале Великой Отечественной войны «Яков Свердлов» осуществлял задачи эскортирования, прикрытия действий разнородных сил флота, поиска кораблей и подводных лодок противника, а также огневой поддержки сухопутных войск.

Картина с изображением боя Новика с немецкими эсминцами
Картина с изображением боя «Новика» с немецкими эсминцами

В 20:47 28 августа 1941 года во время прорыва советских кораблей из Таллина в Кронштадт, находившийся в охранении легкого крейсера «Киров» эсминец «Яков Свердлов» подорвался на мине. После этого корабль переломился пополам и затонул в 10 милях от острова Мохни в точке с координатами 59°42’ с. ш., 25°45’ в. д. При этом из числа находившихся на борту эсминца членов экипажа и пассажиров погибло 114 человек.

Фото автора.

Историк, археолог, журналист. Окончил МГПУ.