В Крыму и Севастополе восстанавливают оборонно-промышленный комплекс

В Крыму начата модернизация стратегически важных судостроительных и судоремонтных и иных предприятий. Об этом на совещании в Севастополе заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

— При поддержке профильных промышленных компаний оборонно-промышленного комплекса восстанавливается их инфраструктура, обеспечивается загрузка производственных мощностей, — сказал Патрушев. В качестве примера секретарь Совбеза привёл керченский судостроительный завод «Залив», на модернизацию которого привлечены инвестиции на сумму более 1,2 млрд рублей.

— При этом завод получил новые заказы, – отметил секретарь Совета безопасности РФ. Основным направлением производственной деятельности завода является судостроение.

«Залив» обладает всем необходимым оснащением и техническими возможностями, позволяющими выполнять строительство полнокомплектных судов.

Завод имеет опыт гражданского и военного судостроения и постоянно расширяет номенклатуру строящихся заказов. Является градообразующим предприятием в Керчи и одним из крупнейших судостроительных предприятий не только страны, но и в Восточной Европе.

Судостроительный завод имеет две технологические линии постройки судов. «Залив» известен как строитель военных фрегатов. На нём было построено 15 сторожевых кораблей проектов 1135 и 11351. Если говорить о проекте 1135 «Буревестник», то это сторожевые корабли «Достойный», «Доблестный», «Деятельный», «Беззаветный» (прославился тем, что путём навала вытеснил в 1988 году из наших тервод американский крейсер «Йорктаун», его корпус и оборудование выдержали два мощных удара в борт крейсера водоизмещением в 9 000 тонн. Подробнее читай на страницах журнала «Военный»), «Безукоризненный», «Ладный» (до сих пор в боевом строю кораблей Черноморского флота), «Порывистый». Если говорить о проекте 11351 «Нерей», то это серия пограничных сторожевых кораблей «Менжинский», «Дзержинский», «Воровский», «Юрий Андропов», «Киров», который стал флагманом ВМС Украины фрегатом «Гетман Сагайдачный» и другие.

За последние несколько лет на «Заливе» освоено строительство судов для нефтегазового сектора, среди которых суда сейсмографической разведки шельфа, строительно-монтажные оффшорные суда, суда обслуживания буровых платформ. В настоящее время завод имеет загруженную судостроительную программу. 26 июня 2016 года на заводе построен кислородный цех, на тот момент единственный в Крыму. Мощность – 300 кг в час, в сутки – 7,200 кг чистого кислорода.

30 июня 2017 года на заводе «Залив» прошла торжественная церемония закладки малого гидрографического судна проекта 199910. На церемонии присутствовали заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин и Глава Республики Крым Сергей Аксёнов. В ноябре 2017 года Сергей Аксёнов заявил, что завод способен производить все типы кораблей, включая авианосцы. И в этом нет преувеличений. В советские времена мне удалось побывать на заводе «Залив», ознакомиться с его производственной базой и даже побывать на спуске на воду уникального большегрузного ледокольно-транспортного судна (лихтеровоз) с атомной силовой установкой «Севморпу́ть», побывать на судне, осмотреть его помещения, пообщаться с создателями этого крупного современного судна.

Из дока завода «Залив» был выведен и спущен на воду первенец новой серии советских нефтеналивных судов — крупнотоннажный танкер «Победа». Впоследствии, успешно пройдя ходовые и другие виды испытаний, «самый чистый» танкер «Победа» отправился в порт постоянной приписки — Новороссийск. Это судно длиной 243 метров, шириной более 32 м и высотой 18 м имеет двойное дно и двойные борта, что исключает возможное загрязнение морской воды. В последующие годы керченские судостроители спустили на воду ещё несколько танкеров этой серии. Это «Маршал Василевский», «Генерал Тюленев», «Маршал Чуйков». Водоизмещение каждого из них — 84,5 тыс. тонн. Вот таких гигантов строил завод. Сегодня он реконструируется и возрождается.

— В реконструкцию симферопольского завода «Фиолент» инвестировано более 600 млн рублей. Закуплено новейшее инновационное оборудование, обучен персонал, принимаются меры по повышению качества изготовления высокотехнологичной продукции, — сообщил Николай Патрушев.

Вместе с тем, по словам секретаря Совбеза, процесс перевода в государственную собственность имущественного комплекса отдельных важных предприятий идёт медленно.

— Прежде всего, это касается Севастопольского морского завода и морского индустриального комплекса, на базе которого запланировано создание судоремонтного кластера, способного принимать крупные корабли для выполнения докового и сервисного обслуживания, — сказал Патрушев, добавив, что также не решён вопрос загрузки гражданской продукцией феодосийского судостроительного завода «Море».

Отметим, что завод «Море» имеет огромный опыт военного судостроения. Здесь в сороковые и пятидесятые годы прошлого столетия было построено более 200 торпедных катеров проекта «Комсомолец». В 1956 году на заводе построен торпедный катер на подводных крыльях (КПК). В 1970−1980-е годы строились пограничные КПК «Антарес». С 1980-х годов создавались быстроходные малые противолодочные корабли серии «Сокол». Эти стремительные корабли с хорошими техническими характеристиками были, в том числе, и на Черноморском флоте, в бригаде кораблей охраны водного района. Это были хорошие «охотники» за подводными лодками. Действия таких кораблей в составе тактических групп, черноморцы за их эффективность образно называли «соколиной охотой». Они на большой дальности обнаруживали подводные лодки и наносили стремительные атаки. Один из этих кораблей «Владимирец» до сих пор находится в Южной бухте Севастополя.

Известность заводу принесло и строительство десантных кораблей на воздушной подушке амфибийного типа. Это знаменитые «Зубры», которые могли брать на борт 150 тонн груза, в том числе бронированную технику, включая танки или 500 человек десанта и быстро доставлять их с моря прямо на сушу.

А еще завод выпускал проекты кораблей и катеров амфибийного типа несколько меньшего водоизмещения – «Скаты», «Омары» и «Кальмары». Корабли и катера этой серии входили в 39-ю дивизию десантных сил Черноморского флота, которая дислоцировалась в Донузлаве. Это было мощное корабельное соединение. Сейчас на флоте действует бригада десантных кораблей, которой командует капитан 1 ранга Сергей Ларчук.

По словам директора завода Олега Зачиняева, заключены и первые контракты, которые обеспечат предприятию загрузку до 2018 года. На заводе размещаются оборонные и гражданские (туристические катера на подводных крыльях) заказы (к примеру, начато строительство водолазного катера).

10 мая 2016 года заложен первый малый ракетный корабль проекта 22800 «Шторм» для Черноморского флота. 17 марта 2017 года заложен второй МРК проекта 22800 «Охотск». 19 декабря 2017 года заложен третий малый ракетный корабль «Вихрь» для Черноморского флота. 15 ноября 2016 года было объявлено о передаче завода в аренду заводу «Пела» до конца 2020 года. Мы видим, что за счет этих крымских предприятий идёт пополнение Черноморского флота новыми современными боевыми кораблями.

Мы с позиции обеспечения национальной безопасности рассмотрели меры по реализации производственного потенциала судостроительных предприятий Крыма и Севастополя, – отметил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, – С учётом выполнения государственного оборонного заказа в рамках принятых нами решений начата модернизация судостроительных предприятий, расположенных на полуострове. При поддержке профильных компаний ОПК восстанавливается их инфраструктура.

Вместе с тем процесс перевода в государственную собственность имущественного комплекса отдельных предприятий идёт медленно. Прежде всего, это касается Севастопольского морского завода и Морского индустриального комплекса, на базе которых запланировано создание судоремонтного кластера, способного принимать крупные корабли для выполнения сервисного обслуживания», — сообщил Патрушев.

По словам Николая Патрушева, не в полной мере сохранён вопрос компетенций по проектированию судов и кораблей в ЦКБ «Черноморец» (Севастополь).

— Помимо сложностей с передачей имущества, отдельные предприятия по-прежнему испытывают затруднения с оформлением правоустанавливающих документов и регистрацией прав собственности. Совокупность этих недоработок создаёт предпосылки к невыполнению гособоронзаказа, неэффективного, а порой нецелевого расходования бюджетных средств, — сказал Патрушев.

Капитан 1 ранга. Четверть века прослужил собкором газеты «Красная звезда» на Черноморском флоте, лауреат и победитель нескольких Всероссийских конкурсов журналистов. Совершил более 20 дальних походов на боевых кораблях ВМФ, побывал в портах Греции,Турции, Италии, Франции, Болгарии, Румынии, Югославии, Сирии, Мальты, Алжира, Туниса…