Школы — отдельно, университеты и НИИ — отдельно?

Автор: Владимир ВИННИКОВ

1 сентября начался учебный год в нашей стране. Теперь этот день станет праздником сразу для двух государственных ведомств. На вопрос о том, какими могут оказаться плюсы и минусы этого разделения, отвечают наши эксперты.

Георгий МАЛИНЕЦКИЙ, доктор физико-математических наук, вице-президент Нанотехнологического общества России

Идея разделить образование и науку вполне разумна — это разные сферы деятельности. Наука производит новые знания: фундаментальные исследования направлены на поиск и объяснение ранее неизвестных законов и свойств природы, человека и общества. В этой сфере планировать открытия невозможно — как, например, при добыче алмазов из кимберлитовой трубки. Что-то ценное обязательно найдется, но когда и сколько — непредсказуемо. В образовании, напротив, нужно передать конкретный объем уже существующих знаний определенному кругу людей по уже разработанным методикам. И здесь планирование необходимо, нужно ясно представлять, какие знания, умения и навыки должны быть у будущих специалистов. Исходя из этой логики, возникает вопрос, почему науку оставили в связке с высшей школой — на мой взгляд, эффективнее было бы вернуться не к двойной, а к тройной схеме советских времен, когда школьниками ведало министерство просвещения, студентами — министерство высшего и среднего специального образования, а учеными — отраслевые министерства и академия наук.

Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации

Процесс разделения двух министерств завершится только в 2019 году, когда каждое из них получит собственный бюджет. Пока же они финансируются в рамках бюджета 2018 года как единое министерство, кроме Рособрнадзора и Росмолодежи, переданных под контроль правительства России. Я считаю это разделение следствием атаки либерального лобби против Ольги Васильевой. Полностью выбросить ее из состава кабинета министров не удалось, зато существенно сократили объем ее полномочий. Сейчас российские школьники уверенно побеждают на международных олимпиадах по всем предметам — и это результат тех изменений, которые произошли в системе образования за последние годы под руководством Васильевой. Удастся ли теперь продлить эти успехи в сферах высшего образования и науки, руководить которыми поставили типичного «эффективного менеджера», — большой вопрос.

Инна ВЕТРЕНКО, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой политологии Омского государственного университета

Министерство, курирующее образование, у нас разделяли и сливали неоднократно. Целью министерства образования и науки было создание единой системы образования с обеспечением потенциала научно-технологического прорыва. Многие вузы в контексте идеи многоуровневого непрерывного образования создали в своей структуре гимназии, лицеи, колледжи и так далее. После разделения они должны перейти в сферу ведения министерства просвещения РФ или закрыться — выбор не слишком радостный. Проблемы высшей школы и особенно научных исследований довольно специфичны и имеют мало общего с проблемами дошкольного и среднего образования. Не может каждый выпускник школы стать студентом, а каждый выпускник вуза — ученым. Здесь есть некие оптимальные пропорции, которые меняются в зависимости от экономической, технологической и культурной базы нашего общества. Поэтому пока больше вопросов, чем ясности и понимания в управлении образованием в России. Сейчас идет только формальная и организационная часть разделения, на содержании это скажется гораздо позже.

Издается с 2016 года.
Подписка через редакцию, Почту России или  приложение для iOS и Android.