Девять жизней крейсера «Аврора»

17 ноября крейсер «Аврора» отметил 70-ю годовщину швартовки на вечную стоянку у Петроградской набережной Санкт-Петербурга. Легендарный корабль до сих пор продолжает оставаться в боевом составе Балтийского флота.

Практически у каждой морской державы есть свой корабль-символ. Есть ли такой у России? Конечно, есть. Это «Аврора»! Крейсер 1-го ранга, старейший отечественный корабль-музей и легендарный символ… чего? Революции? Возможно. Но скорее — феноменальной везучести. Любопытно, что отменным везением отличался и предшественник знаменитого крейсера — парусный фрегат «Аврора».

Три русских парусных фрегата — «Паллада», «Диана» и «Аврора» — в 50-е годы XIX века отправились с Балтики на Дальний Восток. Вернулся из них лишь один — «Аврора». В конце XIX века на отечественных верфях была начата постройка первых серийных российских крейсеров — «Паллады», «Дианы» и «Авроры». Из них до наших дней дожил лишь один. Вы поняли, какой.

Крейсер Аврора

Его живучесть поистине феноменальна. Давайте считать вместе.

Первый раз крейсер имел все шансы погибнуть 14 мая 1905 года в Цусиме.

Второй раз жизнь корабля оказалась под угрозой в Первую мировую. Однако судьба хранила «Аврору». Ей не суждено было напороться на мину или получить в борт торпеду. Вместо этого крейсер, ввиду изношенности корпуса и механизмов, довольно скоро был отправлен на капитальный ремонт в Петроград. Чем там прославился корабль в 1917-м, у нас почти всем известно…

Крейсер Аврора

Третий раз «Авроре» безбожно повезло 30 марта 1918-го, когда «пособники контрреволюции» подбросили на корабль «адскую машинку», проще говоря — взрывное устройство. Но крейсер уцелел.

Четвертый раз «Авроре» повезло в 1919 году, когда ее планировали затопить, чтобы преградить путь кораблям интервентов, но так и не затопили.

Крейсер «Аврора»

В пятый раз крейсер оказался на грани гибели после окончания Гражданской войны, когда стоял на долговременном хранении в Кронштадте. Устаревший, разоруженный и лишенный команды, он почти гарантированно должен был быть разделан на металлолом. Но Рабоче-Крестьянскому Красному флоту потребовалась «плавучая парта» для своих военморов, и «Аврора» вернулась в строй из ржавого небытия.

Шестой пример удивительного везения «Авроры» — это то, что… в 1941 году началась Великая Отечественная война. Если бы не это обстоятельство, то исчерпавший к началу 40-х годов все разумные пределы ремонтопригодности корабль почти гарантированно подлежал бы списанию, которому сопутствовала бы передача прославленного имени одному из новейших советских крейсеров.

Крейсер «Аврора»

Седьмым чудесным спасением «Авроры» следует считать тот факт, что она, вновь разоруженная и почти без команды, пережила самую страшную войну в нашей истории. Не перевернулась и не разломилась под нацистскими снарядами и бомбами, а аккуратно легла на грунт в мелкой гавани Ораниенбаума.

Восьмое везение крейсера — это принятое в августе 1944 года исполкомом Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся постановление, по которому «Аврору» надлежало поднять, а затем и привести в приличный вид для использования в качестве музея и учебной базы нахимовцев.

Крейсер «Аврора»

В девятый раз «Аврора» едва избежала гибели 3 мая 1945 года, когда в нее, уже поднятую со дна, сквозь неисправный кингстон левого борта хлынула вода. Возможностей быстро ее откачать не было. Крейсер уже заваливался на левый борт в явной готовности к оверкилю, когда было принято решение корабль снова затопить. «Аврора» легла на грунт на глубине 9 метров, но переворачивания вверх килем избежала.

Десятое везение — это то, что после всего случившегося на стальную руину под названием «Аврора» не плюнули. Страна, едва закончившая Великую Отечественную войну, нашла силы, чтобы «Аврору» все же поднять, отремонтировать и поставить на «вечную» стоянку у Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

Одиннадцатый раз крейсер был спасен в середине 80-х. Подводная часть его корпуса 1896–1900 годов постройки к 1984 году пришла в совершенно удручающее состояние. Встал вопрос: как ремонтировать корабль? Долго и фантастически дорого с применением аутентичных технологий начала XX века? Или применив современные материалы, что позволяло закончить ремонт быстрее и дешевле? Историки были за первый вариант. Экономисты, разумеется, за второй. Победили последние. Под охи-ахи общественности у крейсера полностью ампутировали всю старую подводную часть и вместо нее с применением электросварки «приживили» новую. Это было совершенно не исторично, но зато позволило закончить реставрацию «Авроры» уже к августу 1987 года. Если бы был выбран первый вариант ремонта, то работы на крейсере гарантированно затянулись бы до начала следующего десятилетия. Удалось бы нашей стране столь дорогостоящий проект закончить в «лихие девяностые» или нет — вопрос открытый. Специалисты утверждают, что, скорее всего, нет.

Ну а в двенадцатый раз «Авроре» повезло в 2014–2016 годах, когда на корабле, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, был проведен новый ремонт.

Говорят, у кошки девять жизней. У крейсера 1-го ранга «Аврора» жизней оказалось значительно больше. При этом надо понимать, что за всеми случаями «чудесного спасения» корабля стояли живые люди. Наши люди.

Фото автора.

Историк, археолог, журналист. Окончил МГПУ.