А что там с «черным ящиком»?..

23 ноября Следственный комитет опубликовал кадры осмотра мест гибели бомбардировщика СУ-24М и спасательного вертолета в Сирии в 2015 году. Таким образом, расследование этого трагического инцидента продолжается. Ну, а раз так, то нельзя не вспомнить о «черном ящике» сбитой турками «сушки».

Мысленно вернемся в конец 2015 года — первого года Сирийской кампании наших ВКС.

18 декабря 2015 года под объективами телекамер специалисты Минобороны России в лаборатории Межгосударственного авиационного комитета (МАК) провели вскрытие бортового накопителя фронтового бомбардировщика Су-24М, сбитого турецкой ракетой месяц назад в районе сирийско-турецкой границы.

Благодаря еще до вскрытия мелькнувшей на телеэкранах металлической табличке, прикрепленной к боковой части «черного ящика», параметрический самописец был уверенно опознан общественностью как имеющий заводской номер 0912087 защищенный бортовой накопитель параметрической информации БАНТ 32-02. На авиасленге — «Бантик».

21 декабря замначальника службы безопасности полетов авиации ВС РФ генерал-майор Сергей Байнетов озвучил первые итоги вскрытия бортового самописца. Они оказались неутешительными.

Судя по всему, расположенный в хвостовой части Су-24М бортовой накопитель оказался прямо на пути ударной волны и поражающих элементов взорвавшейся ракеты. Корпус «черного ящика» имеет проникающее отверстие до внутреннего контейнера, объяснил генерал-майор.

«Существующими методиками с использованием штатного оборудования завода-изготовителя «Измеритель» и МАК восстановление и считывание полетной информации с микросхем в настоящий момент не представляется возможным из-за их внутренних повреждений», — признал Байнетов.

По словам генерал-майора, обследование извлеченных из самописца микросхем проводилось в два этапа. На первом были получены эталонные рентгеновские снимки рабочей микросхемы, снятой с бортового накопителя, аналогичного установленному на сбитом Су-24М. На втором этапе исследовались непосредственно микросхемы из БАНТ 32-02 сбитого турками борта.

«В результате исследования установлено: 13 из 16 микросхем энергонезависимой памяти разрушены, три микросхемы — БДД1, БДД2 и БДД5 — повреждены», — сообщил генерал-майор.

По его словам, три микросхемы исследовали с помощью рентгена, сравнив полученные снимки с эталонными. Выяснилось, что микросхемы с номерами БДД1 и БДД2 имеют внутренние повреждения кристаллов. «Микросхема с порядковым номером БДД5 может находиться в исправном состоянии, так как повреждения ее внутренних элементов на рентгенографическом снимке не прослеживаются», — подчеркнул замначальника службы.

Байнетов добавил, что прорабатывается вопрос о привлечении специалистов НИИ, имеющих возможность считывать данные непосредственно с кристалла.

«Для выполнения этой работы, к сожалению, потребуется достаточно длительное время. Будет сделано все возможное для ее успешного выполнения. О результатах расследования мы будем вас регулярно информировать», — заверил представитель военного ведомства.

Повторюсь, это было в декабре 2015-го. Сейчас у нас на календаре — вторая половина ноября 2018-го. Насколько я понимаю, за последнюю пару лет не было ни одного сообщения о результатах работы специалистов с «Бантиком» сбитой в 2015-м «сушки». А как же обещание «регулярно информировать»? Да и вообще хотелось бы понять, удалось считать данные «непосредственно с кристалла» или нет? Если удалось — отлично. Опубликуйте эти результаты. Если не удалось, то кто несет ответственность за то, что Су-24М был укомплектован «Бантиком», который не смог выполнить свою основную задачу — сохранить параметры последнего полета бомбардировщика.

«Имя, сестра, имя!», — как взывал герой одной советской киноленты.

Историк, археолог, журналист. Окончил МГПУ.