«Илья Муромец» и его потомки

Статья 1 из 1 в журнале «Военный» №12-2018

Материалы номера:wp-content/uploads/2018/12/cover_12-2.jpg
№12-2018

  • «Илья Муромец» и его потомки


Автор: Владислав ШУРЫГИН

23 декабря — День дальней авиации ВКС Российской Федерации. 23 декабря 1913 года совершил первый полет тяжелый четырехмоторный биплан «Илья Муромец» — уникальная по летным характеристикам машина авиаконструктора Игоря Сикорского.

«Муромец» создавался как большой грузопассажирский корабль. Но 23 декабря 1914 года, когда уже громыхала Первая мировая война, император Николай II издал указ о создании первой в мире эскадры четырехмоторных самолетов «Илья Муромец», чья уникальная грузоподъемность и живучесть рекрутировала их в состав воздушного флота. 

Это было первое в мире объединение тяжелых бомбардировщиков. Первым командиром отряда стал Михаил Шидловский, председатель Русско-Балтийского вагонного завода, где и выпускались воздушные машины «Илья Муромец». Эскадра состояла из десяти боевых и двух учебных воздушных кораблей. Первый бой эскадры состоялся 15 февраля 1915 года, когда она поднялась с базы в Яблоне (Польша) и нанесла удар по германской военной базе в Восточной Пруссии. 

Эскадра Шидловского, развернувшись до 20 бомбардировщиков, нанесла более 400 ударов по Германии и захваченной немцами территории Балтики, потеряв при этом единственный корабль. Неуязвимый в воздухе «Илья Муромец» оказался беззащитным на земле. В сентябре 1917 года все самолеты эскадры были сожжены на аэродроме экипажами, чтобы не стать добычей германских войск, вплотную подошедших к месту дислокации эскадры. 

22 марта 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров была сформирована Северная группа воздушных кораблей «Илья Муромец». Первым на вооружение дальней авиации был принят бомбардировщик ТБ-3, спроектированный под руководством А. Н. Туполева, а затем и самолеты ДБ-3, сконструированные в КБ С. В. Ильюшина. 

В годы Великой Отечественной войны дальнебомбардировочная авиация Красной армии состояла из пяти авиакорпусов, трех авиадивизий и отдельного авиаполка. Это около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей. За годы войны экипажи дальней бомбардировочной авиации выполнили 220 тысяч боевых вылетов, 269 летчиков стали Героями Советского Союза. 

Сегодня дальняя авиация является оперативно-стратегическим объединением ВКС РФ и входит в состав российской ядерной триады, являясь, наравне с подводными лодками и РВСН, носителем стратегического ядерного оружия. 

На вооружении дальней авиации стоят стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР. Разработанный 50 лет назад ракетоносец Ту-95МС — единственный в мире стратегический бомбардировщик, на котором установлены турбовинтовые двигатели. При этом его летно-технические характеристики позволят ему находиться в строю еще много лет.

Писатель, военный журналист, выпускник Львовского военно-политического училища.