Начало Второй мировой на Средиземном море командование Regia Marina – Королевских военно-морских сил Италии встретило с оптимизмом. Во-первых, взбудораженные идеями Муссолини, итальянские военные моряки искренне верили, что «еще немного, еще чуть-чуть» и Средиземное море целиком превратится для них в Mare Nostrum – «Наше Море». Во-вторых, с выходом из войны Франции, соотношение сил на средиземноморском ТВД сложилось однозначно в пользу Regia Marina. У итальянцев в кои-то годы на Средиземном море оказался номинально более мощный и многочисленный флот, чем у британцев!
Но столетиями носившая титул «Владычицы морей» Великобритания очень быстро доказала Италии, что «больше» не всегда означает «лучше». Буквально первая же попытка всерьез «побоксировать» с британскими адмиралами, закончилась для адмиралов Regia Marina полным фиаско. 9 июля 1940 года в бою у мыса Пунта Стило старый британский линкор «Warspite» внезапно всадил 381-мм снаряд в итальянский флагман «Giulio Cesare» с совершенно феноменальной для тех времен дистанции в 25 км. Это произвело такое впечатление на итальянцев, что их столь внушительные на фашистских парадах корабли немедленно развернулись и бросились наутек.
Шанс для боевых пловцов
Дальнейшие боевые действия на Средиземном море с нашей современной точки зрения выглядели довольно парадоксально. Небольшой Средиземноморский флот Великобритании гонял своих итальянских оппонентов по всему театру боевых действий ммм… мокрыми тряпками. Итальянские линкоры и крейсера прятались по базам. Итальянские адмиралы раз за разом мужественно строчили в адрес любимого дуче многословные объяснения, почему у них нет никакой возможности выйти за портовые створы и, наконец-то, нахлобучить неуемных англичан. Пожалуй, единственным подразделением Regia Marina, которое действительно пыталось хоть как-то бодаться с Royal Navy, была Xª flottiglia MAS. Эта особая часть включала в свой состав такие нетривиальные средства ведения войны на море, как взрывающиеся катера, сверхмалые подводные лодки, человекоуправляемые торпеды и подводных разведчиков-диверсантов. Среди личного состава 10-й флотилии не было ни одного адмирала, зато с избытком хватало, как сейчас говорят, «достаточно отмороженной молодежи». Проще говоря – безумно смелых в силу своей молодости младших офицеров, старшин и матросов. Лихо оперируя вверенной им необычной матчастью, итальянские подводные диверсанты успели к концу 1941 года доставить англичанам немало хлопот. Но переломить ход войны на море одна 10-я флотилия, конечно, не могла… Однако, тут Судьба итальянцам неожиданно улыбнулась.
Ядро Средиземноморского флота Великобритании состояло из 3 линкоров и авианосца. Спешно отправленные на помощь трусоватым итальянским адмиралам германские подлодки сумели подкараулить и отправить на дно линкор «Barham» и авианосец «Ark Royal». У итальянцев в строю находилось целых 5 линкоров, но они боялись уцелевшей пары своих британских «коллег» как огня! Многократно превосходя противника в силах, Regia Marina продолжали привычно отстаиваться в портах. И это несмотря на то, что связанной войной в Атлантике и на Тихом океане, Великобритании в ближайшее время просто нечем было усилить свой Средиземноморский флот!..
Тем временем итальянские самолеты засекли британские линкоры «Valiant» и «Queen Elizabeth» на рейде Александрии. Когда информация об этом дошла до командира Xª flottiglia MAS капитана 2-го ранга Эрнесто Форца, тот решил, что у него есть шанс одним ударом обнулить господство англичан на Средиземном море. Конечно, задачка была не из простых… Но тем больше почета достанется победителям. И Форца со своими офицерами засел за план рейда на Александрию. Ни взрывающиеся катера, ни сверхмалые подлодки добраться до Александрии не могли. В силу этого Форца остановился на варианте с человекоуправляемыми торпедами, управляемыми подводными диверсантами. В итоговом варианте план сверхсекретной операции, получившей кодовое название «EA-3», выглядел так.
К проведению операции привлекаются самолеты-разведчики, а также подлодки «Zaffiro» и «Scire». Последней командовал капитан 2-го ранга и, по совместительству князь, Юнио Боргезе. «Scire» в трех расположенных на палубе герметичных контейнерах несла тихоходные человекоуправляемые торпеды «Maiale» – «Поросенок». Столь странного прозвища новый вид военно-морского оружия удостоился за капризность устройства торпеды. «Поросенок» имел длину 7,3 метра и диаметр 533 мм. Электродвигатель позволял торпеде практически бесшумно транспортировать двух оседлавших «Maiale» водолазов на расстояние в 15 миль. В передней части «Поросенка» располагался отделяемый боевой отсек, содержащее более 200 кг взрывчатки. Специальный часовой механизм позволял устанавливать задержку взрыва до 5 часов.
Итак, Боргезе должен был доставить на своей лодке трех «Поросят» из Специи ко входу в гавань Александрии. Одновременно итальянские самолеты-разведчики должны были удостовериться, что британские линкоры все еще находятся на своих якорных стоянках и доложить об этом в Афины. Оттуда рапорт ретранслировался на дежурящую ночью в надводном положении «Scire». Далее Боргезе выпускал «Maiale» и возвращался домой. Шестерке диверсантов на «Поросятах» предстояло преодолеть минные заграждения, боновые заграждения перед входом в гавань и, наконец, натянутые вдоль бортов линкоров противоторпедные сети. Подобравшись под днища кораблей, водолазы устанавливали там боевые отделения своих «Поросят», запускали часовые механизмы, топили «Maiale», избавлялись от гидрокостюмов и выбирались на берег. Там, переодевшись в гражданскую одежду, они должны были купить или украсть у египетских рыбаков лодки и следующей ночью добраться до дрейфующей в 10 милях от берега «Zaffiro». На которой водолазам и предстояло эвакуироваться в Италию.
За короля, за честь знамени!
Когда вроде бы все было просчитано и подготовлено, «Scire» вышла наконец в море. Секретность операции была предельной. Родным, близким и товарищам подводников Боргезе приказал сообщить, что лодка отправляется на учения. Тем больше было удивление командира субмарины, когда с берегового поста открытым текстом вслед уходящей лодке просигналили «Удачи в рейде!» И добавили девиз 10-й флотилии: «За короля, за честь знамени!» Чертыхаясь, Боргезе сообщил старпому, что итальянцы и секретность, это вещи не совместимые…
На этом приключения отнюдь не закончились. У побережья Сицилии «Scire» наткнулась на английскую подлодку. Но британцы, видимо, не опознали в обремененной тремя похожими на цистерны контейнерами «Поросят», подлодке итальянскую машину и атаковать не стали… В общем, пронесло. В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года лодка Боргезе всплыла в 1,3 милях от маяка на западном молу торгового порта Александрии. Радист принял радиограмму из Афин – британские линкоры были на месте. Князь кивнул водолазам: «Начинаем!»
Впрочем, начало операции «EA-3» получилось как-то не очень. Помогавший водолазам открывать контейнеры с «Поросятами» старлей-медик Спаккарелли захлебнулся морской водой. Потерявшего сознание офицера спустили внутрь лодки, вкололи ему стимуляторы и стали делать искусственное дыхание. Однако, все эти меры оказались бесполезны – старший лейтенант по-прежнему не подавал признаков жизни. Боргезе пожал плечами и приказал занести в вахтенный журнал запись, что Спаккарелли скончался при исполнении служебных обязанностей. Субмарина выпустила все три человекоуправляемые торпеды и начала отход, когда через 3,5 часа Спаккарелли вдруг… захрипел и очнулся. Сам.
Тем временем старший лейтенант Луиджи Дуранд де ла Пенне, старшина Эмилио Бьянки, капитан морской инженерной службы Антонио Марчелья, старшина Спартако Скергат, капитан службы морского вооружения Винченцо Мартеллотта и старшина Марио Марино верхом на «Поросятах» проскользнули под морскими минами англичан и уперлись в боны, перекрывавшие вход в гавань. Стояла полная темнота – лишь на молу вспыхивали фонарики английских часовых. Всплывшие на поверхность итальянские диверсанты оказались в безвыходном положении. Перепрыгнуть боны или просочиться сквозь свисающую до самого дна мелкоячеистую стальную цепь «Maiale» не могли чисто физически…
И вновь Судьба улыбнулась итальянцам. В Александрию с моря возвращались три британских эсминца. Чтобы их пропустить, англичане развели боны и «Поросята» тут же юркнули внутрь гавани. Тут наездники торпед разделились. Мартелотта и Марино направились к большому длинному кораблю с плоской палубой, который в темноте диверсанты приняли за авианосец. На деле же это оказался танкер «Sagona». Марчелья и Скергат нацелились на линкор «Queen Elizabeth». Несмотря на то, что борта танкера и линкора были прикрыты противоторпедными сетями, итальянцы смогли притопить верхний край сетей, перетащить через него «Поросят» и заминировать выбранные цели. Следуя разработанному Эрнесто Форца плану, диверсанты утопили свое оборудование и выбрались незаметно на берег. Однако, ускользнуть из Александрии четверка водолазов так и не смогла. Кто-то сразу попался полицейским, а кто-то перед этим еще долго искал в порту место, где можно было бы разменять крупные купюры английских фунтов. Ибо у египетских рыбаков-бедняков попросту не оказалось сдачи!.. В итоге Мартелотта, Марино, Марчелья и Скергат оказались сначала в руках египетской полиции, а оттуда отправились в английский плен.
Больше же всего приключений той ночью выпало на долю двинувшихся к линкору «Valiant» де ла Пенне и Бьянки. Если исходить из того, что уже после окончания войны рассказывал Юнио Боргезе, дело обстояло следующим образом. При перетаскивании торпеды через противоторпедную сеть, «Поросенок» намотал на винт кусок стального каната. Лишившаяся хода и управляемости торпеда камнем пошла на дно. Пользуясь тем, что глубина в месте якорной стоянки линкора оказалась небольшой, итальянцы попытались там, на дне, «оживить» торпеду. Но это у де ла Пенне и его напарника не получилось. Мало того, Бьянка умудрился во время данной эскапады еще и повредить свой дыхательный аппарат. В итоге старшина всплыл, а оставшийся в одиночестве старший лейтенант по дну (!) потащил торпеду (!) под днище линкора. И дотащил! Завел часовой механизм, после чего совершенно измотанный поднялся на поверхность. Ни у де ла Пенне, ни у Бьянки сил плыть к берегу уже не было, поэтому стучащая зубами от холода парочка примостилась на якорной бочке линкора. Там их (по стуку зубов?) и обнаружили страшно удивленные своей находкой вахтенные британского корабля. Взятых без боя в плен де ла Пенне и Бьянки допросили. Те назвали себя, но рассказывать о том, что привело их поздней ночью на якорную бочку британского линкора, отказались напрочь. Разозленный командир линкора приказал посадить обоих несговорчивых итальянцев в корабельный карцер. Лишь когда до взрыва оставалось всего 10 минут, де ла Пенне предложил всем окружающим спасаться…
А затем под линкорами и танкером ахнули боевые отделения «Поросят». Танкер разломился на части, досталось и стоявшему рядом эсминцу «Jervis». Линкоры, как корабли более крепкие, взрывы пережили. Но получив громадные пробоины в днище, легли на дно. Только тот факт, что гавань Александрии была весьма мелководной, позволил «Valiant» и «Queen Elizabeth» не уйти под воду полностью. При взрывах погибло 8 английских моряков. Удивительно, но ни один из участвовавших в операции «EA-3» итальянских подводных диверсантов не погиб. Все шестеро выжили, прошли английский плен, после окончания войны вернулись в Италию, где были награждены золотыми медалями «За храбрость» — высшей военной наградой Италии. Причем, персонально де ла Пенне эту награду вызвался прикрепить сам бывший командир линкора «Valiant». Но это все будет потом, а пока Эрнесто Форца и Юнио Боргезе могли торжествовать – рейд на Александрию закончился полным успехом. Почти на 6 месяцев Средиземноморский флот Великобритании полностью лишился линейных кораблей! Победа?.. Как вскоре выяснилось – не совсем.
Упущенная победа
Сообразительные англичане немедленно нарисовали на бортах полузатонувших линкоров новые ватерлинии. Чуть повыше прежних. Часть оставшихся на кораблях британских экипажей принялась делать вид, что продолжает службу как ни в чем не бывало. Поднимались и спускались флаги. На верхних палубах проводились учения. Дымовые шашки имитировали дым из труб… Долгое время итальянские самолеты-разведчики никак не могли убедить командование Regia Marina, что «Valiant» и «Queen Elizabeth» полностью выведены из строя. А когда убедили, итальянские адмиралы отказались выводить свои линкоры и крейсера в море, поскольку, мол, не хватает нефти. Когда же для итальянских кораблей нашлось-таки топливо, итальянские адмиралы затребовали себе в помощь немецкую авиацию. Возможно, Гитлер и согласился бы помочь своим союзникам, но его люфтваффе к тому моменту уже намертво увязло в СССР. Словом, Муссолини так и не удалось в ближайшие месяцы вытолкнуть Regia Marina в море. А затем стало окончательно поздно.
После окончания Второй мировой войны, боевой опыт Xª flottiglia MAS был тщательно изучен представителями стран-победительниц. Со временем это привело к появлению у ВМФ СССР своих подводно-диверсионных подразделений и собственных аналогов итальянских «Поросят».
Фото автора.